http://www.litkarta.ru/russia/shupashkar/news/golosa2008/


Чебоксары


Фестиваль актуальной поэзии «Голоса» прошёл в Чебоксарах

05.04.2008

Фестиваль актуальной поэзии «Голоса», соединивший авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Казани с наиболее интересными местными молодыми поэтами, впервые прошёл 27-28 марта 2008 года в Чебоксарах. Фестиваль, как отметил в ходе вводной пресс-конференции известный чувашский литературовед Атнер Хузангай (приглашенный в качестве почётного гостя, потому что организаторам фестиваля на этот раз не удалось подготовить вторую часть программы, посвящённую иным, кроме русской, национальным поэзиям России), состоялся не на пустом месте: Чебоксары уже принимали в обозримом прошлом и ряд поэтических акций, посвященных Геннадию Айги, и также связанный в высокой степени с фигурой Айги Международный фестиваль «Скандинавия – Поволжье», носящий имя шведского поэта Карла Бельмана. В то же время, как отметили открывшие фестиваль его куратор Алексей Прокопьев и руководитель проекта «Новая литературная карта России» Дмитрий Беляков, новая фестивальная инициатива не просто стремится к возможно более широкому и разностороннему представлению картины современной русской поэзии, но еще и встраивает Чебоксары в новейшую волну фестивального движения как звено в значительном общенациональном культурном процессе.

Двухдневная программа фестиваля была довольно насыщенной и собрала полные залы в Национальном музее Чувашии и Литературном музее (где проходили основные чтения), а также в библиотеках имени Маяковского и имени Сеспеля (где во второй день состоялись отдельные творческие встречи с поэтами – гостями фестиваля), – и это несмотря на то, что все акции проходили по будням в середине дня. Московскую делегацию возглавили такие принципиальные для современной русской поэзии фигуры, как Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Дмитрий Веденяпин, Юлий Гуголев и Наталия Азарова; заметный в этом списке перевес психологической лирики, в большей или меньшей степени сопряженной с иронической критикой дискурса, над авангардной стратегией трансформации языковых средств как способа проявить истину языка и истину личности был до некоторой степени уравновешен тем, что представлявшая вторую из этих традиций Азарова – автор, известный, в частности, своей личной и творческой близостью к Геннадию Айги, – не только выступила со стихами, но и представила (совместно с художником и архитектором Алексеем Лазаревым) масштабную концептуальную акцию «Дом для стиха», в которой метафора «архитектоника стихотворения» материализуется в детально проработанные архитектурные проекты на основе стихотворений современных поэтов. Как уравновешивающее различные художественные тенденции, соседствующие и взаимодействующие в современном поэтическом пространстве, можно расценить и решение слушателей фестиваля, которым было предложено в ходе обоих основных чтений присудить приз зрительских симпатий: если в первый день лучшим было признано выступление Сергея Гандлевского, то во второй день приз достался молодому чебоксарскому автору Григорию Галкину, чья поэтика уходит корнями в творчество обэриутов. Вообще младшее литературное поколение – представленное как признанными лидерами вроде лауреата премии «Дебют» Дениса Осокина из Казани (для которого, правда, стихи как таковые не являются всё же основной творческой специализацией) и куратора нижегородского поэтического фестиваля «Стрелка» Егора Кирсанова, так и сравнительно недавно появившимися на литературной сцене Валерием Леденёвым и Александрой Володиной (Москва), Александром Маниченко и Андреем Черкасовым (Челябинск), Марией Ташовой и Алёной Агеевой (Нижний Новгород), Алисой Розановой (Казань) и др., – показало, в целом, значительную волю к синтезу различных художественных языков недавнего прошлого и к внутренней диалогичности собственных поэтических текстов, пусть даже порой не лишенных известной шероховатости и избыточной риторичности. Характерное для всех новейших российских поэтических фестивалей внимание к русской поэтической регионалистике было подчеркнуто Егором Кирсановым, читавшим, помимо собственных, стихи Евгении Риц, Сергея Кынчева и других нижегородских авторов. О репрезентативности других региональных делегаций говорить не приходится, однако и представлявшие Самару Сергей Лейбград и Виталий Лехциер, и приехавшие из Санкт-Петербурга Валерий Земских и Дмитрий Чернышёв показали в своих выступлениях, помимо прочего, заметную привязку и к региональной топике, и к специфическим для своего региона стилистическим традициям. Не потерялись на общем фоне и чебоксарские авторы: в частности, помимо вызвавшего общий интерес Григория Галкина, Сергей Гандлевский выступил с одобрительным отзывом о поэзии Андрея Павлова, а Дмитрий Кузьмин отметил в одном из интервью тяготеющие к афоризму верлибрические миниатюры Эдуарда Кранка. Не без сожалений встретили слушатели и участники фестиваля решение его координаторов – Алексея Прокопьева (Москва) и Дмитрия Воробьёва (Чебоксары) – отказаться от выступлений со своими стихами; впрочем, одно стихотворение Прокопьева всё же прозвучало в исполнении Кузьмина.

В ходе фестиваля Атнер Хузангай познакомил аудиторию с новым выпуском чувашского литературного альманаха «Кил» (в котором, помимо прочего, напечатаны и стихи собравшихся на фестиваль авторов), а композитор Сергей Ахтимиров коротко рассказал о записанном им альбоме с музыкой на стихи современных чебоксарских и скандинавских поэтов.

3